Логопедические игры в песочной стране. Артикуляционные упражнения.

комплекс артикуляционных упражнений, артикуляционные упражнения, упражнение +на артикуляционную гимнастику, логопедические упражнения артикуляционная гимнастика, артикуляционные упражнения +для детей, упражнения +для артикуляционного аппарата

Главная мышца органов речи — это язык. И для него, как и для любой другой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы у ребенка было правильное звукопроизношение. Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает, где находится (за верхними зубами или за нижними и т.д.) Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный.

Детям имеющим задержку речевого и психического развития часто свойственны повышенная тревожность, высокий уровень агрессии, застенчивость, заниженная самооценка, рассеянное внимание. А ведь не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия с применением артикуляционных упражнений, является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Ниже я приведу примеры песочных игр с применением артикуляционной гимнастикой, которые помогут разнообразить занятия с ребенком.


  • «Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
  • «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
  • «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
  • «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
  • «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
  • «Звуки»- Произносить гласные звуки с позевыванием. Рисовать эти звуки-буквы пальчиком на песке.
  • «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать. Опустив руки в воду показываем, как дышит рыбка. Сводим и разводим большой палец с другими пальчиками.
  • «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10. На песке указательным пальцем правой руки рисуем улыбку, потом тоже самое делаем левой рукой.
  • «Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд. На песке пальчиком правой руки рисуем круг-бублик, потом руки меняем.
  • «Лепим пирог» – похлопать губами по языку. Смочить руки в воде или добавить воду в песочницу и лепить из песка пирог. Похлопывая губами по языку, похлопываем руками по пирогу.
  • «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе. Вытяну губы хоботком, выдувать струю воздуха на песочный пирог.
  • «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой. При повороте языка на бок одновременно пальцем одной руки, потом другой, рисовать спирали на песке.


Назад