Индивидуальная работа в песочной терапии

Индивидуальная работа в песочной терапии Как специалист проводит индивидуальные игры в песочно-терапевтической практике можно подробно рассмотреть на примере предоставленного материала у Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Ребенку предлагается взять корзинку, подойти к «коллекции» фигурок и выбрать те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве – сейчас ему важно «проработать» имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как-будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок. Далее, ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается инструкция: «Представь себе, что ты Волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь, преврати ее в сказочную страну и насели ее разными существами...».

Безусловно, это не единственный вариант «введения» в песочную среду. Все зависимости от наших целей и возраста ребенка, как правило, инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает».Маленькому ребенку можно показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет – воду, выстроить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного процесса, необходимо песок снова разровнять. Как только ребенок начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все. Некоторые дети начинают построение песочной картины с ландшафта, прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У других, создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи, сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость. Безусловно, это тоже важная информация для психолога. Дети, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими (правда, это может скрываться от взгляда поверхностного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, они исследователь по натуре. Если мы видим отсутствие ландшафта, или его условность (например, озеро или река выглядит как небольшое углубление в песке – до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины указывает на эту ямку как на водоем), то скорее всего это проявление тенденции к внутренней стабилизации. По каким-либо причинам, в данный момент ребенку «не хочется"-углубляться в недра бессознательного. Он желает сохранить найденное равновесие. «Плоскую» песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей. Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном «листе» даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «Я» ребенка. Фигурка, которая появляется первой является символом чего-то самого важного для ребенка на данный момент. Иногда дети фигурки закапывают. Они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.), и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребенка: что это, почему закопано и пр.

Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней:
– что это за мир, сказочная страна?
– какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке)?
– в каких взаимоотношениях они находятся между собой?
– всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?
– какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют ребенка вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять – ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист «картины», состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Если ребенок говорит, что есть существо, испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашиваем: «А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы ребенок не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине, мы можем спрашивать: «А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или ребенок не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательнео-символическом уровне. Если ребенок говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к месту, где живут фигурки, и посмотрим – может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся – их сразу и не заметишь. Ежели и после этого ребенок удручен, не может найти себе помощника, – это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще «не созрело». В данном случае, можно построить работу по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3-5 игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, это ощущение свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. А самое главное, когда я вижу, что дети с восторгом возятся с песком, что горят от счастья их глаза и улыбки радости на их лицах от процесса созидания, я понимаю, что метод «песочная терапия» просто необходим в работе с детьми.



Назад