Кризис первого года жизни

кризис первого года у ребенка Первый год жизни — это важный этап в жизни маленького человечка: он начинает говорить, ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Он начинает понимать, что он и мать не единое целое. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью с которой надо считаться. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные предпочтения, он уже не идет гулять туда, куда хотят родители. Хочет потрогать то, что от него прячут повыше....

Кризис характеризуется общим регрессом ребенка, как бы он делает обратную ступеньку в развитии. При этом наблюдаются различные нарушения или можно сказать признаки кризиса первого года жизни.
Детские психологи считают, что это следующие признаки:


  • Упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
  • Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
  • Недовольство, агрессия, угрюмость, плаксивость, обидчивость, капризы и истерики;
  • Нарушение удовлетворения всех витальных потребностей например, чувства голода и сытости, нарушение сна и бодрствования;
  • Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Главная проблема кризиса первого года жизни в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего ребенка. Первая реакция взрослых — прекратить это безобразие. Однако капризы и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность — не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления.

Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить запреты. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру, а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. Можно сложить из каждого правила стишок, например «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать», «Мы в нашем доме не кричим, когда мы кушаем - молчим». Конечно, большинство запретов обычно касаются безопасности ребенка и мы очень часто начинаем говорить слово «НЕЛЬЗЯ». Взрослые должны понимать, что в этом возрасте внимание у детей не устойчиво, постарайтесь переключить его, отвлечь малыша игрушкой, когда он тянется к проводам. В период кризиса родителям стоит набраться терпения, хитрости, мудрости. Ведь наша цель не дрессировать ребенка, а воспитывать. Не надо заставлять его делать то, что он не хочет, старайтесь уговорить или договориться. Не редко в период кризиса у детей меняются и вкусовые предпочтения то, что раньше любил ваш кроха, теперь и на дух не воспринимается. В таких ситуациях я всегда вспоминаю народную мудрость «можно привести коня к водопою, но нельзя его заставить напиться». Попробуйте разнообразить рацион малыша. Предложите ему новое меню.

Конечно, все эти советы кому-то могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Во-первых, плач и истерики расшатывают нервную систему вашего ребенка. Во-вторых, давление, как метод общения с малышом, — верный способ вырастить малыша неуверенным в себе, не умеющим постоять за себя, такие дети идя в детский сад и в школу не умеют отстаивать свою позицию, потому что его родители отбили у него такую особенность - чувствовать уважение к себе. Для того чтобы добиться своего, он будет пускать в ход слезы, шантаж, а позднее — грубость и кулаки. Да, с детьми тяжело, особенно в кризисные периоды. Но этот кризис не относится к числу острых. А впериди еще кризис трех лет и подростковый.

Родителям надо понимать главное, что ребенок не просил вас о своем рождении. Это ваш осознанный шаг и мы должны принимать своего ребенка без всяких условностей и те методы в воспитании, которые применяли к нам наши родители, с нынешним поколением детей не работают. Они другие, они иные. И Бенджамин Спок со своей прогрессивной педагогикой 70-х годов уже устарел. Исследования в области педагогики, детской психологии и перинатальной психологии давно сделали рывок в перед, а у некоторых современных мам до сих пор настольной книгой по воспитанию ребенка является: «Ребенок и уход за ним» Б. Спок.

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям ребенка в кризис его первого года жизни? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими качествами любую проблему можно превратить в игровую ситуацию. Год — это возраст, когда ребенок учится говорить. Кризис одного года характеризуется освоением речевого аппарата у ребенка. И он уже хочет быть понятым. Выход один — побольше разговаривать с крохой, стимулируя и побуждая его к развитию речи. Если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие речи.

Ваш ребенок даже в этом возрасте - это уже человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.