Песочная терапия при аутизме

детский аутизм симптомы, аутизм коррекция, детский аутизм лечение, диагностика аутизма О чудесах песочной терапии и волшебных свойствах песка я уже писала в своих статьях. И когда меня спрашивают при каких детских проблемах можно ее применять, проще перечислить где она не используется.

Песок не так прост, как кажется на первый взгляд. На самом деле это удивительный материал. Этот таинственный материал может быть легким или тяжелым, принимать любую форму. Достаточно добавить в него воды, и он сразу изменится. Такие свойства песка используют не только в творчестве, но и в терапевтических целях.

Песочная терапия помогает найти выход из разных ситуаций, поскольку это игра с символами. Иногда песочную терапию называют «юнгианской». Потому, что она основывается на учении Юнга о подсознании. Согласно учению психоаналитика, подсознание всегда хочет помочь нам в решении проблем, используя для этого подсказки – символы. На сегодняшний день такая терапия широко используется в психотерапии для расшифровки нашего подсознания. Некоторые специалисты используют ее для лечения аутизма.

Аутизм — это неврологическое расстройство, которое возникает в результате нарушения развития головного мозга. Характеризуется оно выраженным всесторонним дефицитом взаимодействия с окружающим миром и недостатком общения, ограниченными интересами и повторением одних и тех же действий. До трёх лет обычно проявляются все эти признаки, причем у мальчиков аутизм наблюдается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения аутизма на сегодняшний день спорны, и мнения врачей по этому поводу неоднозначны. Известно только, что причины аутизма тесно связаны с генами, которые влияют на созревание синаптических связей в головном мозге. Генетика этого заболевания настолько сложна, что в настоящий момент неясно, что сильнее влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов или редко возникающие мутации. Однако рост заболеваемости настолько велик, что по самым приблизительным расчетам составляет 6 случаев на 1000 человек.


Симптомы и диагностика аутизма


Диагностика аутизма возможна и в более раннем возрасте, чем три года, причем чем раньше родители заметят отклонения в поведении ребенка, тем более реальным становится его лечение. Первые симптомы внимательные родители могут наблюдать уже в возрасте до года — лечение аутизма при столь ранней диагностике может быть коррекционным, чтобы просто помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру.

Диагностика аутизма предполагает наблюдение следующих его симптомов:


  • ребенок перестает в достаточной степени общаться с окружающими, не испытывая в этом необходимости;
  • агрессия по отношению к сверстникам и их игнорирование;
  • проявление подозрительности и настороженности по отношению к взрослым;
  • нежелание сотрудничать со старшими;
  • проявление добрых чувств и привязанности только к определенным людям;
  • изменение мышечного тонуса (повышение или понижение его);
  • беспристрастное выражение лица — отсутствие ответных реакций и мимики;
  • явная задержка в развитии, позднее исчезновение младенческих рефлексов;
  • задержка развития речи;
  • бессмысленные повторяющиеся движения;
  • сосредоточенное внимание к мелким деталям;
  • повторение запомненных случайно выражений без какого-либо повода или смысла;
  • требование повышенного внимания и строжайшего режима, педантичность в мелочах.

Позже ребенок с трудом поддерживает разговор, не воспринимает юмора или скрытого подтекста, отказывается вести диалог и становится замкнутым. Если эти симптомы выявлены до двух лет и проведена соответствующая диагностика в достойной клинике, коррекционное лечение аутизма может дать необходимые результаты. Не стоит ждать, согласно бытующему мнению, достижения ребенком трехлетнего возраста: ведь на поиск специалистов и диагностику вы еще потратите дополнительное время. Не стоит ставить здоровье вашего ребенка в зависимость от временного фактора — хорошие результаты даст только своевременно начатое лечение.

Песочная терапия предоставляет ребенку с аутизмом возможность самовыражения. Песок, вода и миниатюрные фигурки, помогают выразить свои эмоции, чувства, раскрыться и передать то, что словами человек с аутизмом объяснить не может. Терапия с использованием песка основывается на игре. С помощью игры дети, у которых диагностируют аутизм, знакомятся с внешним миром, выражают свои чувства и эмоции. Песочная терапия откроет у ребенка с творческое начало, которое поможет в дальнейшем развитии и обязательно приведет к переменам. Специалист предлогает ребенку с аутизмом выбрать фигурки, которые ему понравились. Он предоставит возможность малышу, страдающему аутизмом, рассмотреть каждую фигурку. Затем специалист предложит разместить выбранные фигурки на подносе с песком. Малыш с аутизмом должен выстроить их в произвольном порядке. После того, как ребенок расставит фигурки на подносе, менять их положение уже нельзя. Психолог проанализирует выбранные ребенком с аутизмом фигурки и их размещение, а потом примется за интерпретацию. Он попытается связать картинку из песка с реальной жизнью малыша, у которого диагностируют аутизм. На каждом сеансе песочной терапии, задание для крохи с аутизмом будет другим. Даже сам процесс расположения фигурок на подносе имеет терапевтический эффект. Картины из песка подобны нашим снам, поскольку отражают бессознательное. Но сны не осязаемы, а созданная песочная картина отображает внутренние конфликты и переживания ребенка с аутизмом. Согласно композиции психолог детально расскажет про эмоции и чувства маленького аутиста, а также проконсультирует родителей, как можно помочь их ребенку, страдающему аутизмом, справиться со своими страхами и стать на путь перемен. Таким образом, песочная терапия может помочь ребенку страдающему аутизмом, рассказать окружающим о своих страхах и мыслях. Это немаловажно для таких малышей, поскольку они замкнуты и не могут описать свой внутренний мир словами. Для того чтобы создавать композиции из песка не нужно иметь специальных навыков, как, например, при рисовании. Поэтому малыш с аутизмом во время юнгианской терапии чувствует себя уверенно и не боится допустить ошибку. Песочная терапия напоминает обычную игру в песочнице. Она помогает детям с аутизмом развиваться, познавать мир и избавит от страхов. Психолог в процессе игры малыша с песком может заметить сложную ситуацию и помочь справиться с ней, найти оптимальный вариант для ее решения.



Назад