Песочная терапия с детьми

"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум"

К.Г. Юнг


Песочная терапия с детьми, детская песочная терапия.

Играть с песком любят и дети, и взрослые. Всех нас манит этот природный материал. Каждый человек, соприкасаясь с песком, интуитивно чувствует, что песок обладает целебными свойствами. И это правда. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Иногда ребенок не может выразить словами, что его беспокоит из-за недостаточного развития вербального аппарата или задержки развития или его переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, ведь маленькие дети, еще плохо ориентируются в мире слов. Особенно те, у которых не очень богатый словарный запас. И как нам взрослым понять, что происходит в душе нашего ребенка? И тогда на помощь приходит песок, который может поведать нам о проблеме малыша. Предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. К тому же создание песочных композиций, в отличие например от рисунка, лепки, не требует каких-либо особенных умений и навыков. Сеанс песочной терапии дает ребенку ощущение защищенности и полной свободы. Песочница выступает средой для общения ребенка с самим собой и символами реального мира. А наличие миниатюрных фигурок свидетельствует о песочной терапии - как о методе, который обладает достаточной универсальностью для использования его в психокоррекционной, развивающей и педагогической практике с детьми разного возраста. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Песочница имеет мощный ресурс для коррекционно-развивающих занятий и образовательной работы с ребенком. Песочная игра – это самый простой и легкий способ для ребенка выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Песок ассоциируется с бессознательным и получается, что малыш на песке выстраивает собственный мир в миниатюре. Для него это увлекательная игра, а для специалиста серьезное терапевтическое направление.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Песочная терапия с детьми позволяет:


  • развить зрительное восприятие;
  • развить зрительно-моторную координацию;
  • развить воображение;
  • развить память и внимание;
  • развить образное и творческое мышление;
  • развить пространственное представление;
  • выработать большую способность к самопринятию;
  • в большей степени полагаться на самого себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • развить сенситивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;
  • развить самооценку и обрести веру в самого себя;
  • снизить психофизическое напряжение;
  • стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
  • актуализировать творческий потенциал;
  • развить более позитивную Я-концепцию;
  • снизить агрессию, тревожность;
  • корректировать различные формы нарушения поведения;
  • развить тактильное восприятие;

И это еще не все, что можно перечислить.



Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:


  • Ребенок плохо себя чувствует, не здоров.
  • Отсутствие желания у ребенка играть в песочнице.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.
  • Эпилепсия или шизофрения.



Игровые методы в песочной терапии могут применяться:


  • с целью диагностики и коррекции, как индивидуально, так и в группе;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия;
  • в процессе индивидуального и группового обучения;
  • в работе с ребенком не только психолога, но и логопеда и дефектолога, педагога, воспитателя, арт-терапевта.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя в песочнице с игрушками, детки могут показать как они относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. В своей практике я применяла песочницу с детками от 1,5 до 3 лет. В этих возрастных группах, на моих занятиях лоток с песком нес для малышей познавательный и развивающий характер. Для детей от 1,5 лет в лоток я насыпала разные крупы (гречка, пшено, рис, фасоль, горох, манка). Малыши знакомятся с лотком и развивают мелкую моторику с помощью сыпучих материалов, снимая при этом нервное напряжение. Именно в возрасте от 1,5 до 3 лет ребенок проживает фазу интереса к мелким предметам. В латок с крупами я выкладывала миниатюрные фигурки, которые дети закапывали в крупе, а через определенное время нужно было вспомнить, где спрятана игрушка. Подобные упражнения помогают тренировать память ребенка, способствуют развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развивается умение концентрироваться. С помощью упражнений с крупами ребенок учится пересыпать, перекладывать ложкой, просеивать, захватывать и проталкивать мелкие предметы в отверстие. Вот так, работая с лотком, крупами и миниатюрными фигурками я подготавливала малышей к песочной терапии. Дети взрослели и в песочницу я насыпала песок, и эти занятия с 3 летнего возраста уже носили терапевтический, коррекционно-развивающий характер. С появлением в лотке песка, ребенок попадает в удивительный мир песочной терапии. Песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы, реки и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки: животные, кухонная утварь, растения, птицы, разные персонажи и многое другое, тогда появляется целый мир, и ребенок полностью погружается в игру. Детей просят создать свой сказочный мир на песке, а дальше ребенок сам поведает нам о своей картине и поведет за собой психолога в свой сказочно-волнующий мир, где вместе со специалистом они будут решать конфликты, преодолевать трудности, страхи, искать пути решения проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но ненавязчиво, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В зависимости от задач поставленных в работе, психолог может выполнять разные роли. Например, он становится внимательным зрителем, наблюдателем, не вмешиваясь в творческо-игровой процесс ребенка, чтобы малыш смог лучше раскрыться. Другой вариант, взрослый становится ведущим песочной игры, в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии, памяти и т. п.)

Во время игры с песком дети выносят свой внутренний мир во внешнее пространство и обыгрывают его. Внутренняя жизнь ребенка не всегда благополучна, у него могут быть нерешенные проблемы. Все это отражает созданный им мир на песке.



Назад