Логопедические игры в песочной стране. Развитие диафрагмального дыхания.

razvitie-diafragmalnogo-dihaniya.jpg Игры с песком вносят в душу ребенка веселье и радость и вместе с этим способствует его развитию. Играя с песком ребенок развивает разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать, устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Интересные игры для детей разных возрастных групп приведены в книгах разных авторов:
А.С. Гавриловой, С.А. Шаниной, С.Ю. Ращупкиной «Логопедические игры для детей»;
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке».

В этой статье я хочу осветить самые простые логопедические игры, которые можно использовать в песочнице. Многие из этих игр я использовала на своих занятиях, некоторые разработаны и апробированы лично мною с детками разных возрастных групп. Надеюсь, что этот материал поможет разнообразить занятия логопедов, психологов, учителей-дефектологов, воспитателей и пригодиться многим мотивированным мамочкам для занятий со своим крохой дома.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:


  • Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
  • «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
  • «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
  • «Помоги зайцу»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
  • «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
  • «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
  • «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
  • «Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
  • «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;
  • «Морская прогулка»- воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:


  • положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • погрузить пальцы в песок или в воду, и легкими движениями создавать «волны».
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).


Назад