Логопедические игры в песочной стране. Связная речь.

Связная речь — это развернутое высказывание, состоящее из нескольких или очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Уровень речевого развития является важным показателем подготовки ребенка к школьному обучению. Кроме того, речевые умения и навыки нужны для интеллектуального, морального и эстетического развития ребенка. О развитии связной речи следует обязательно побеспокоиться в дошкольном возрасте, т. к. без свободного владения связной речью обучение в школе не будет успешным.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

В песочной терапии для развития связной речи можно использовать нижеприведенные игры-упражнения:

«Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед, психолог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

«Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?» - при создании картины на песке или в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

«Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар: -Я круглый.
Мяч: -Я тоже
Шар: -Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч: -А если по мне ударят – я высоко подскачу.
Шар: -На мне нарисован красивый цветок.
Мяч: -А я украшен разноцветными полосками
Шар: -Меня надувают воздухом.
Мяч: -И у меня внутри воздух.



Вернуться на предыдущую страницу