О методе «мандала»

Мое знакомство с Арт-терапевтическим методом «Мандала» началось на встрече психологов, где мы делились знаниями, методами работы. И я решила, что для работы с детьми мандала прекрасно подходит. Этот метод является не только диагностическим, но и коррекционным, терапевтическим, ресурсным. И, как позже выяснилось, его любят не только дети, но и взрослые мои клиенты. Многим людям гораздо легче выразить свои переживания в рисунке, чем в беседе с психологом. Само рисование мандал несёт эффективное и позитивное воздействие. С помощью психотерапевтической мандалы можно провести диагностику и скорректировать психологическое состояние человека, а терапия с их использованием является более эффективной. Также этот метод используется в качестве средства достижения понимания собственного "я".

В 2010 году, увлеченная этим методом, я прошла курс повышения квалификации в рамках программы многоэтапного обучения Кататимно - имагинативной психотерапии на учебно-практическом семинаре: "Мандалы: методы и техники психологической работы." Курс вел Коробкин А. Л. – кандидат психологических наук, доцент Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии, директор Дальневосточного института практической психологии и психотерапии. Автор более 30-ти научных публикаций.

Мандала у разных народов, в самых разных культурах имеет особый сакральный смысл: часто ее считают символическим отражением духовной или психической гармонии. Однако психологов интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологический посыл. Yungkarlg.jpg Одним из первых европейских ученых, кто очень внимательно изучал и познакомил мир с идеей мандалы, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. В своих работах, Юнг пишет о том, как первый раз в 1916 году нарисовал первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Позже Юнг использовал мандалы в психиатрической клинике, со своими клиентами.

В настоящее время существует много авторских методик по психокоррекционной и диагностической работе с детьми и подростками, которые применяют психологи и в школе, и в детском саду. Есть исследования значения цвета в мандале, медитативные игры с мандалой. Во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами, которые могут переживаться во время творческого процесса. В связи с этим, исчезает напряжение, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Благодаря своей концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться, снять стресс и напряжение. Мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка.

Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для клиента мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия. Для меня, как для психолога, мандала ценна как арт-терапевтический метод в коррекционной и диагностической работе. И я точно знаю, что это работает.