О методе "Песочная терапия"

«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны.»

Дональд Сандер
(юнгианский песочный терапевт)


pesochnaya-terapiya.jpeg

По своим свойствам, песок удивительный и загадочный материал, приятный на ощупь и очень податливый. Погружая руки в песок, мы испытываем удивительные ощущения. Он позволяет нам создавать из него целые фрагменты мира. Песок обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим сквозь пальцы, влажным и липнуть к рукам, плотным или пластичным, на нем можно оставлять отпечатки. Не стоит забывать, что песок обладает сильными медитативными свойствами, он несет в себе энергию тех мест где был собран.

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В дальнейшем «тест мира», был модифицирован детским психиатром Маргарет Лоуэнфелд.

Считается, что истоки «песочной терапии» все же находятся в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила в Швейцарии детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, применить в работе с песком миниатюрные фигурки и это положило начало «технике построения мира», как диагностической и терапевтической методике. Разработанная ею "техника построения мира" приобрела большую известность.

Oснователь аналитической психотерапии Карл Густав Юнг считал, что "Игра в песок высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". Он посоветовал своей ученице Доре Калфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Лоуэнфелд.

Д. Калфф разработала юнгианский подход к песочной терапии, который стал в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным, она увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тревожащие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики.

Взаимодействуя с песком, мы стимулируем свою фантазию, лучше понимая свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Основная цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность клиенту быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Песочная терапия является как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Возможности песочной терапии очень обширны. Данный метод позволяет гармонизировать, упорядочить внутренний душевный дисбаланс.


Песочная терапия позволяет:

  • Выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
  • Открыть внутренние резервы для разрешения трудностей;
  • Пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов;
  • Возвратить взрослого в состояние свободно творящего и играющего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии;
  • Соприкоснуться с архетипами коллективного бессознательного и постижение самых таинственных пластов психики;
  • Выработать способность к самопринятию;
  • Изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;
  • Стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • Овладеть чувством контроля;
  • Проработать травмирующую ситуацию на символическом уровне;
  • Развить самооценку, полагаться на самого себя и обрести веру в самого себя.

Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей и проблем. Он не понимает причин происходящего с ним, а песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека. Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Взаимодействуя с песком мы можем осмыслить содержание бессознательного, "отработать" свои проблемы и таким образом преодолеть внутренний кризис.

Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так поступает, почему так думает. Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.

После курса песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой человек является волшебником и может сам изменить текущую ситуацию, беспокоящую его. Игра в песочнице позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Арт-терапевты считают, что с помощью песка можно посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, а затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь.




* Литература, используемая мной в написании статей о песочной терапии:
Штейнхард Ленор "Юнгианская песочная психотерапия"
Н.А. Сакович Технология игры в песок «игры на мосту»
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия."