Графическая методика "Кактус"

kaktus.jpg ОПИСАНИЕ
Графическая методика М.А. Панфиловой "Кактус" предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. Наибольший акцент делается на агрессию, ее проявления и тревожность, как средство защиты.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Рисуя кактус ребенок проецирует на этот рисунок себя. После рисования можно задавать вопросы, для уточнения некоторых моментов:

  1. Этот кактус домашний или дикий?
  2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
  5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

ИНСТРУКЦИЯ:
«На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь».


ОБРАБОТКА
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.


Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

  • темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
  • темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
  • оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
  • лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
  • бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
  • светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт.
  • черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть,уничтожение.


Литература
Памфилова М.А. Графическая методика «Кактус» Текст.: Обруч. -2000. №5.