Диагностика семейных взаимоотношений

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей. Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.


Тест направлен на исследование следующих отношений:

  1. двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные - с "сексуализированными" переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;

  2. двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;

  3. родительского потакания, выражающегося высказываниями типа "этого члена семьи мама слишком балует";

  4. родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа "мама беспокоится, что этот человек может простудиться".

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: "я люблю прижиматься к этому члену семьи". А примером второй: "этот человек любит крепко обнимать меня".Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.


Тестовый материал


Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. postman.jpg Присутствуют фигуры от "дедушек" и "бабушек" до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина "Никто". Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.

Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений. Ребенок вправе сделать выбор и отдать (конверт), вопрос господину "Никто".

Хочу еще добавить, что это один из моих любимых тестов на диагностику семейных взаимоотношений и его интересно, и полезно будет пройти и взрослым членам семьи. Были ситуации когда при использовании этого теста не было вышеупомянутых 20 фигур. Тест можно провести и без них.

Я просила рисовать ребенка рисунок семьи, иногда дети в этот рисунок включают и домашних питомцев. Дальше тест был тоже в виде увлекательной игры. Я была в роли почтальона, который приносил письма.

«Тук - тук пришел почтальон, принес письмо. (например) На конверте написано «Этот член семьи очень хороший». Кому в семье его отдадим?». И ребенок рисует маленький конверт, возле члена семьи, которому он предпочел бы его отдать.


К следущей странице